26 мая 2009 года ВНИИМ им. Д.И.Менделеева совместно с Метрологической академией в рамках Юбилейных торжеств, посвященных 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева провел проблемно-аналитическое совещание "Состояние и задачи совершенствования метрологического образования в России". В собрании приняли участие 10 представителей Метрологической академии во главе с ее президентом Тарбеевым Ю.В., представители 12 ведущих вузов Санкт-Петербурга и Российской Федерации, представители учебной академии стандартизации, метрологии и сертификации, ФГУ "Тест-Санкт-Петербург" и Октябрьской железной дороги.

На собрании были заслужены доклады:

  • "Профессиональная подготовка студентов по специальности метрология в Высшей школе" д.т.н., проф. Шишкин И.Ф. (СЗГЗТУ)
  • "Общая метрологическая подготовка специалистов групп технических специальностей" д.т.н., проф. Цветков Э.И. (СПб ГЭУ "ЛЭТИ")
  • "Особенности метрологической подготовки специалистов групп технологических отраслей" д.т.н., проф. Бегунов А.А. (ИНЖЭКОН)
  • "Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов метрологов" директор СПб филиала АСМС к.т.н. Синяков А.И.
На собрании выступили от СПб ГУ ИТМО д.т.н., проф. Марусина М.Я. и д.т.н., проф. КоротаевВ.В.;
от СПбГПУ д.т.н., проф. Солопченко Г.Н., д.т.н., проф. Кнорринг В.Г., к.т.н., доцент Мешалкина М.Н.;
от СПбГЭУ "ЛЭТИ" д.т.н., проф. Цветков Э.И.,
от ИНЖЭКОН д.т.н., проф. Бегунов А.А.,
от ВНИИМ директор, к.э.н. Ханов Н.И., к.т.н. Нежиховский Г.Р.

Собрание приняло решение:
В связи с важностью и социальной значимостью для всех отраслей национальной экономики России, для всех звеньев Государственной системы обеспечения единства измерений решения задачи подготовки высокообразованных специалистов метрологов, владеющих мастерством точного измерения и умением организовать обеспечение единства и достоверности больших информационных массивов на основе результатов измерений, Метрологическая академия РФ и ФГУП "ВНИИМ им. Д.И.Менделеева" совместно с представителями 12 Технических университетов России, Академии стандартизации, метрологии и сертификации (учебной) и ряда центров стандартизации, сертификации и метрологии России провели проблемно-аналитическое совещание "Состояние и задачи совершенствования метрологического образования в России".

Участники собрания выражают озабоченность качеством метрологической подготовки дипломированных специалистов в связи с тем, что в настоящее время сохраняется механическое объединение направлений подготовки в области метрологии и стандартизации, сокращающее подготовку метрологов на несколько сот часов. Участникам собрания представляется целесообразным и необходимым раздельный подход к подготовке специалистов в областях стандартизации и сертификации, с одной стороны, и метрологии и метрологического обеспечения с другой, так как каждое из этих направлений имеет существенные содержательное и методическое различие как в преподавании, так и в технологиях практического применения.

Было высказано беспокойство недостаточно активным научно-методическим руководством общепрофессиональной подготовкой по метрологии и метрологическому обеспечению, что не способствует координации действий научно-педагогической общественности вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций в обеспечении качества и развитии содержания метрологического образования.

На основе широкого обсуждения представленных докладов и мнений профессорско- преподавательского состава и специалистов метрологов собрание приняло следующее решение:

  1. Просить Метрологическую академию совместно с Советом ректоров вузов Санкт-Петербурга обратиться к министру образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко с просьбой внести изменения в перечень УМО с закрепленными за ними направлениями подготовки дипломированных специалистов.
    Собрание считает целесообразным включить специальность 200501 "Метрология и метрологическое обеспечение" в направление 200100 "Приборостроение" в качестве подготовки бакалавров по профилю "Метрология и метрологическое обеспечение".
    Специальность 200503 "Стандартизация и сертификация" могла бы при этом быть включена в направление 220500 "Управление качеством", что также укрепило бы подготовку специалистов в этом направлении.
  2. Рекомендовать дифференцировать образовательные программы по метрологии и метрологическому обеспечению по основным направлениям подготовки магистров техники и технологии.
  3. Рекомендовать закрепить научно-методическое руководство общепрофессиональной подготовки по метрологии и метрологическому обеспечению по всем направлениям подготовки за научно-методическим Советом по "Приборостроению" при УМО вузов России по образованию в области приборостроения и оптотехники.

Опубликовано: 08.06.2009, изменено: 08.06.2009